Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение микро - и макросреды и их составляющих.
Микросреда — это внутреннее оформление помещений. Макросреда—это ближайшее окружение детского сада (участок, соседствующие жилые дома и учреждения, ближний сквер, парк).
Оборудование помещений дошкольного учреждения безопасное, здоровьесберегающее, эстетически привлекательное и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Весь материал доступен детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение уголков меняется, добавляется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В качестве таких центров развития используется:
• уголок для ролевых игр;
• книжный уголок;
• зона для настольно-печатных игр;
• выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров)
• уголок природы (наблюдений за природой);
• спортивный уголок;
• игровой уголок (с игрушками, строительным материалом);
• уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей—конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
• Кубанский уголок.
В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек, дети обеспечены игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки), происходит замена игрушек, стимулирующая двигательную активность.
Вид помещения |
Основное назначение |
Оснащение |
|
Коридор |
Информационно-просветительская работа с сотрудниками ДОУ и родителями. |
Стенды для родителей. |
|
Территория |
Прогулки, наблюдения; |
Прогулочные площадки для детей всех |
|
Физкультур -ная площадка |
Организованная образовательная деятельность по физической культуре, спортивные игры, досуговые мероприятия, праздники |
Спортивное оборудование |
|
Предметно – развивающая среда в группе |
|||
Физкультур- ный уголок |
Расширение индивидуаль-ного двигательного опыта в самостоятельной деятельности |
Оборудование для ходьбы, бега, равновесия |
|
Уголок природы |
Расширение познавательного опыта, его использование в трудовой деятельности |
Календарь природы |
|
Познаватель- |
Расширение познаватель-ного сенсорного опыта де-тей |
Дидактический материал по сенсорному воспитанию |
|
Уголок строителя |
Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца |
Напольный строительный материал; |
|
Игровая зона |
Реализация ребенком полученных и имеющихся знаний об окружающем мире в игре, накопление жизненного опыта |
Атрибутика для сюжетно-ролевых игр по возрасту детей («Семья», «Больница», «Магазин», «Школа», «Парикмахерская», «Милиция», «Библиотека», «Ателье», «Пожарник»,) и т.д |
|
Уголок безопасности |
Расширение познавательного опыта, его использование в повседневной деятельности |
Дидактические, настольные игры по профилактике |
|
Краеведческий уголок |
Расширение краеведческих представлений детей, накопление познавательного опыта |
Государственная и Краснодарская символика |
|
|
|
|
|
Книжный угол |
Формирование умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию. |
Детская художественная литература в соответствии с возрастом детей |
|
Театральный уголок |
Развитие творческих способностей ребенка, стремление проявить себя в играх-драматизациях |
Различные виды театров (в соответствии с возрастом) |
|
Художествен- |
Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца |
Бумага разного формата, разной формы, разного тона |
|
Музыкальный уголок |
Развитие творческих способностей в самостоятельно-ритмической деятельности |
Детские музыкальные инструменты |
|
Спальня |
дневной сон |
спальная мебель; |
|
Раздевалка |
информационно – просветительская работа с родителями |
выставки детского творчества; |
|
Методический уголок |
осуществление методической помощи педагогам; |
библиотека методической и педагогической литературы; |
|
В группе музыкально-спортивный зал |
Организованная образовательная деятельность Утренняя гимнастика Досуговые мероприятия, Праздники Театрализованные представления |
Телевизор, музыкальный центр, переносная мультимедийная установка |